COMPUTER SPACE

Computer Space не была первой коммерчески доступной видеоигрой,
однако ее выпуск положил начало взрывному развитию отрасли.

Показательно то, что в качестве своей первой цели видеоигра выбрала открытый космос. Эта темная и загадочная бесконечность, окружающая человечество, издавна очаровывала искателей приключений. Такая одержимость связана с тем, что видимо, но неизвестно. Однако после рождения видеоигры эти первопроходцы в лабораторных халатах (обладающие, пожалуй, наибольшей жаждой приключений среди всех нас) наконец нашли способ сделать неизвестность познаваемой и даже осязаемой, дать возможность увидеть отдаленные уголки космоса на экране. В этой видеоигре галактику можно было потрогать руками, а ее чудеса и ужасы с тех пор завладели воображением производителей игр.

Таким образом, вполне уместно то, что первая коммерчески успешная игра получила имя Computer Space1, это невыразительное название тем не менее одновременно отражало практичность и загадочность новой среды. Истоки игры восходят к примитивному шутеру Spacewar!, созданному для неповоротливых мейнфреймов PDP-1, которые в 1960-х годах можно было найти во многих университетских городках по всей Америке. Нолан Бушнелл влюбился в эту игру в одном из таких городков, когда учился в Университете штата Юта. Его предпринимательский ум и интерес к индустрии развлече-
ний заставили его рассмотреть возможность создания версии игры Spacewar! для игрового автомата, чтобы вывести игру из лабораторий на улицы Америки.

Однако к идее создания игры Spacewar! для игрового автомата Бушнелл вернулся только в 1968 году после окончания учебы и получения должности инженера в Ampex Corporation, когда он прочитал о недавно выпущенном на рынок компьютере Data General Nova стоимостью 3995 долларов. Совместно с коллегой по Ampex Тедом Дэбни Бушнелл спроектировал игровой автомат. Однако вскоре выяснилось, что компьютер Nova был недостаточно мощным для игры Spacewar!, обновление экрана происходило слишком медленно. Даже создание отдельных сделанных на заказ аппаратных компонентов для компьютера Nova, призванных решать такие задачи, как визуализация звезд для фона игры, не привели к улучшению производительности, и к концу 1970-х годов Бушнелл даже хотел отказаться от проекта. Но летом 1971 года, когда работа близилась к завершению, Бушнелл начал искать дистрибьютора для производства и вывода машин на рынок. Благодаря разговору со своим стоматологом Бушнелл познакомился с менеджером по продажам из компании Nutting Associates, производящей машины для индустрии развлечений, среди которых был пользующийся успехом на рынке монетный автомат-викторина. В августе Бушнелл оставил работу в Ampex и присоединился к Nutting, чтобы завершить работу над игрой, названной им Computer Space как дань автомату Computer Quiz компании Nutting и, конечно же, игре Spacewar! для PDP-1, которой игра была обязана своим существованием.

Во время работы в компании Nutting, заканчивая игру, Бушнелл услышал об аналогичном проекте адаптации Spacewar! к монетным игровым автоматам. Над этим конкурирующим проектом трудились два студента Стэнфордского университета, Билл Питтс и Хью Так. Бушнелл связался с ними и пригласил их посетить компанию Nutting, чтобы продемонстрировать свой проект и узнать, насколько конкуренты приблизились к его собственной работе.

Питтс и Так согласились на встречу, однако, несмотря на взаимное уважение, ни одна из сторон не была убеждена в превосходстве конкурирующего продукта. Несколько недель спустя, в сентябре 1971 года, Питтс и Так завершили работу над своим проектом и установили вTressider Union Стэнфордского университета собственную версию игры Spacewar! — созданный вручную автомат под названием Galaxy Game. Это был первый монетный игровой автомат, работающий
в публичном месте. Одна игра стоила 10 центов, а три игры можно было купить за 25 центов. Игра пользовалась большой популярностью, люди часами простаивали в очереди, чтобы поиграть в эту беспрецедентную новинку.

Игра Computer Space была выпущена в ноябре. Компания Nutting Associates установила свой автомат в баре Dutch Goose неподалеку от Стэндфордского университета, где на липких коврах среди одурманенных завсегдатаев у этой видеоигры состоялся настоящий публичный дебют.

Однако, несмотря на то что Galaxy Game считается первой коммерческой видеоигрой, именно игру Бушнелла Computer Space помнят лучше всего, и именно ей индустрия обязана своим существованием. Победитель, как это часто бывает, в данном случае определился не временем появления на рынке, а деловой смекалкой. Хотя Питтс и Так инвестировали в игру Galaxy Game 65 тысяч долларов собственных денег, у них не было ни коммерческого чутья, ни стремления превратить свой проект в серьезный бизнес. В то же время Бушнелл, будучи прирожденным предпринимателем, в избытке обладал и тем и другим.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ Игру Computer Space можно увидеть в научно-фантастической антиутопии «Зеленый сойлент»21973 года, а также в знаменитом фильме Стивена Спилберга «Челюсти»2 1975 года.