PAC-MAN

Персонаж видеоигры Рас-Man был разработан для привлечения в аркадные залы женской аудитории.
Созданный на основе изображения пиццы, из которой убрали один кусок, Пакман9 стал первым знаковым персонажем, порожденным индустрией видеоигр. Его постоянно жующая голова так же легко узнаваема, как и инопланетянин из игры Space Invaders, однако вместо холодной угрозы его теплая желтая окраска и щебечущее музыкальное сопровождение делают его не просто узнаваемым, но и симпатичным.

Вероятно, эта привлекательность связана с поведением Лакмана в игре. Если игра Pong сводится к тому, чтобы «отбивать», a Space Invaders — «стрелять», то игра Рас-Man, направлена на свойственное человеку действие «есть». Это не случайно.

В то время как Юджин Джарвис создавал свою игру Defender в жанре «перестреляй их всех», нацеливаясь на склонных к конкуренции американских геймеров-мужчин, японский дизайнер Тору Иватани хотел сделать игру, рассчитанную на женщин, чтобы расширить аудиторию посетителей аркадных залов. Идея заключалась в том, что если компании Namco удастся создать игру
для женщин, то люди обоих полов захотят играть вместе, а это означало возможность установки игровых автоматов в тех местах, куда пары ходят на свидания.

Простая и в то же время эффективная линия рассуждений Иватани сводилась к тому, что женщины особенно любят торты и десерты, поэтому он решил создать игру, в которой поглощение пищи является ключевым действием. Пакман, который и сам похож на продукт питания, должен путешествовать по лабиринту, поедая точки, чтобы освободить путь. В качестве необходимых опасностей Иватани добавил в игру четырех призраков, преследующих Пакмана, что требовало от игрока маневрировать по лабиринту, стараясь съесть все точки и не попасться призракам.

Единственной защитой Пакмана от призраков являются четыре «силовые таблетки», которые находятся в углах лабиринта. При поедании одной из таблеток призраки на время становятся синими, и их скорость сокращается, что дает Пакману возможность съесть их. Игровая механика, позволяющая игроку на лету превращаться из добычи в преследователя, стала новым словом в видеоиграх и обеспечила новый уровень разработки стратегии, представленный так элегантно, что любой игрок мог моментально вникнуть в суть игры.

Игра дебютировала в октябре 1980 года вместе с шутером Defender компании Williams на выставке Ассоциации бизнеса развлечений и музыки в Чикаго. Посетителей на Рас-Man, как и на игру Джарвиса, отреагировали равнодушно. Дистрибьютор Namco в США — компания Bally Midway, производящая пинбол-машины, — не была уверена в успехе лабиринта у игроков, и при-сутствующие на выставке подтвердили это, отдав предпочтение другой игре компании Namco — Rally-X.

Не только это, но и знаковый дизайн самого Пакмана способствовал распространению тематических товаров. Первая трансляция мультсериала с участием Пакмана на канале ABC-TV привлекла 20 млн зрителей, в то время как коробки для завтрака, наклейки, летающие тарелки «фрисби», игрушки «йо-йо» и пододеяльники с изображением Пакмана распространились по всему миру. Компания Atari извлекла огромную выгоду из успеха игры Рас-Man, благодаря эксклюзивному праву, выкупленному у компании Namco за 1 млн
долларов в 1978 году, еще до того, как на счету японского издателя появились какие-либо хиты.

В результате компания Atari получила право на выпуск игры Рас-Man для всех домашних консолей и компьютеров без каких-либо ограничений. В апреле 1982 года компания Atari выпустила игру Рас-Man для приставки Atari 2600, продав более 12 млн картриджей по всему миру. Согласно условиям сделки компания Namco получала всего 50 центов с каждой проданной за 25 долларов игры, что обеспечивало американской компании гигантскую, вероятно, незаслуженную прибыль и гарантировало долгосрочное доминирование ее игровой консоли.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ При планировании игры Рас-Man дизайнер Тору Иватани шил мягкие игрушки и делал футболки с термоаппликациями, чтобы продемонстрировать своему начальству возможности создания товаров на тему данной игры.