MSX

Японский компьютер MSX был призван стандартизировать домашнюю вычислительную платформу путем обеспечения полной совместимости продуктов разных производителей.

Если Commodore 64 был первым американским домашним компьютером начала 1980-х годов, a ZX Spectrum — европейским, то MSX лучше всего демонстрировал шаги, проделанные Японией в области разработки домашних компьютеров и игр. В отличие от своих зарубежных конкурентов, MSX производился различными японскими компаниями, каждая из которых имела собственную версию устройства.

У 26-летнего Кацухико «Кая» Ниси, вице-президента японского отделения корпорации Microsoft и директора ASCII Corporation, возникла идея ввести стандартизированный компьютерный формат. Ниси хотел повторить стандарт видеокассетных магнитофонов, установленный VHS, надеясь, что платформа получит такое же повсеместное распространение, как телевизоры или телефоны. Идея заключалась в том, что
Вверху: В 2001 году ассоциация MSX Association выпустила официальный эмулятор MSXPLAYer, обеспечивший новому поколению игроков допуп к библиотеке игр, созданных для этой системы.

любое оборудование или программное обеспечение с логотипом MSX должно быть совместимо с любым фирменным продуктом MSX (Machines with Software exchangeability, «машины с взаимозаменяемым программным обеспечением»). Другими словами, ком-
фирменным продуктом MSX (Machines with Software exchangeability, «машины с взаимозаменяемым программным обеспечением»). Другими словами, компьютер MSX был первой попыткой создания универсальной платформы для видеоигр.

Несмотря на довольно высокий мировой объем продаж в 5 млн компьютеров и запуск таких длительных серий игр, как Metal Gear и Bomberman, MSX не решил поставленной перед ним задачи. К тому времени, как система дошла до Америки, компьютер Commodore 64 уже завоевал слишком прочные позиции в общественном воображении и в домашних хозяйствах, чтобы позволить укорениться другому стандарту.

Мешало и то, что разработчикам игр было трудно работать с внутренней архитектурой системы, особенно из-за того, что метод получения доступа к видеопамяти, предусмотренный в компьютерах MSX, был гораздо медленнее, чем у систем, которые обеспечивали прямой доступ к видеопамяти. Так, первые портированные игры, изначально созданные для Spectrum и Commodore 64, уступали оригиналам, что заставило разработчиков и потребителей предположить, что устройство было менее мощным.

Ниси пытался решить эти проблемы в обновленной версии компьютера MSX, оптимизировав графику и звук для MSX2, но было уже слишком поздно. Компания Commodore продала на 12 млн больше машин, чем MSX. Война оказалась проиграна, и с мечтой Японии о стандартизированном компьютерном игровом формате было покончено.