NINTENDO FAMICOM

В то время как индустрия видеоигр догорала в пустыне Аризоны, приставка Famicom компании Nintendo дебютировала в Японии со смелым планом по воскрешению
отрасли.

Глядя на красно-белый пластиковый корпус и закругленные углы, вы могли принять главную игровую приставку Nintendo 1980-х годов за детскую игрушку. И это не случайно. После успехов систем Color TV Game б и 15 генеральный директор компании Nintendo Хироси Ямаути хотел создать более мощный домашний компьютер под видом игрушки, предназначенный для всей семьи: семейный компьютер, или Famicom27.

Сердце машины, основанное на чипе Motorola 6502, не представляло собой ничего необычного. Однако форма и принцип использования контроллеров системы основывались на портативных электронных играх с ЖК-экраном Game and Watch Гунпэя Ёкои, в то время как добавление микрофона во второй контроллер демонстрировало творчество и дальновидность компании Nintendo. Однако изобретательность Ямаути не ограничивалась только инновациями в продукте. В мае 1983 года он обратился к группе оптовых торговцев Shoshin-kai с заявлением о том, что продавцам приставки Famicom не следует ожидать большой прибыли от продажи этой системы. «Откажитесь от прибыли с продажи оборудования, — сказал он. — Это всего лишь инструмент для реализации программного обеспечения. Вот где мы заработаем наши деньги».

15 июля 1983 года приставка Famicom поступила в продажу по цене всего 14 800 японских иен, то есть примерно за половину стоимости конкурирующих систем. В течение двух месяцев было продано более полумиллиона единиц. Через шесть месяцев случилась катастрофа. Неисправность в наборе микросхем приводила к поломке некоторых игр. Ямаути с типичным для него размахом отозвал все проданные системы, упустив прибыль, которую можно было получить за новогодние праздники, но защитив имя Nintendo.

Вскоре руководители Nintendo поняли, что программное обеспечение продает оборудование, а не наоборот, и Ямаути назначил молодого Сигэру Миямото, создавшего игру Donkey Kong, ставшую первым международным аркадным хитом Nintendo, на пост главы новой исследовательской группы R&D4. Ямаути признал то, что лучшие игры создаются не технарями, а художниками, и включил в группу R&D4 самых креативных сотрудников. Внутреннее подразделение, занимающееся программным обеспечением, стало самым успешным в компании Nintendo, выпустив игры Mario Bros, и The Legend of Zelda, чей триумф был поддержан группой R&D1 Гунпэя Ёкои,
среди достижений которой были игры Metroid, Kid Icarus и Excitebike. Тем не менее к началу 1984 года в Nintendo наступил кризис. Новые игры компании не могли удовлетворить спрос. Ямаути не хотелось открывать jM сторонним разработчикам доступ к системе, ЩВ потому что он опасался того, что это приведет к ослаблению бренда из-за плохих игр, как это случилось с Atari. В конце 1984 года он уступил и предоставил первые три лицензии японским производителям игр. Эти лицензии предусматривали определенные ограничения. Nintendo установила беспрецедентную цену в 2 тыс. японских иен за картридж, а также минимальный объем заказа в 10 тыс. картриджей каждой игры. Хотя многие компании были встревожены такими условиями, их опасения заглушались размером потенциального рынка. Компания Hudson, которая одной из первых получила лицензию, продала миллион копий своей первой игры Roadrunner для приставки Famicom.

Хотя приставка Famicom довольно легко завоевала рынок Японии, ее путь на Запад был тернистым. После редизайна, в результате которого система должна была бы восприниматься в качестве более солидного компьютера, компания Nintendo переименовала машину в Advanced Video System и продемонстрировала ее в январе 1985 года на выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе. Реакция была катастрофической: не последовало ни одного заказа.

Ямаути произвел еще один редизайн приставки и переименовал ее в Nintendo Entertainment System (NES), в то время как сотрудник американского отделения Nintendo Минору Аракава сделал розничным торговцам смелое предложение: компания была готова бесплатно поставлять машины и оформлять витрины. Спустя 90 дней продавец должен был заплатить за проданный товар и возвратить то, что ему не понадобилось. Это предложение сломало барьеры и восстановило доверие к игровой индустрии.

В течение трех месяцев было продано 50 тыс. систем NES, за год — 1 млн единиц, а за три года—3 млн. К началу 1990 года компании Nintendo принадлежало 90% западного рынка видеоигр, а к 1991 году эта компания зарабатывала в среднем по 1,5 млн долларов на каждого сотрудника, опередив фирму Toyota в гонке за звание самой успешной японской компании. Практически в одиночку системе Nintendo удалось реанимировать индустрию видеоигр.