TETRIS

Одна из немногих игр, созданных в СССР, головоломка с падающими фигурками тетрамино Алексея Пажитнова остается одной из наиболее долгоживущих и широко распространенных видеоигр в мире.

Правила игры могут быть записаны в виде математической формулы. Семь разных фигур, состоящих из четырех квадратов, в случайном порядке падают в стакан шириной в 10 квадратов и глубиной в 20 квадратов. Если расположить фигуры так, чтобы они по ширине заполнили линию на экране, то эта линия исчезает, освобождая место для других фигур. Игру можно продолжать до бесконечности.

И мы продолжаем играть. Игра «Тетрис», благодаря которой компания Nintendo продала 120 млн консолей Game Boy, была портирована практически на каг+щый компьютер, игровую систему и мобильный телефон с момента своего появления. Ее популярность и привлекательность является беспрецедентной, эта игра ближе всех подошла к реализации основной цели, которая заключается в том, чтобы увлекать человека вне зависимости оттого, сколько раз он в нее играл. С точки зрения распространенности и аудитории игроков, игра «Тетрис», бесспор-

Пугает то, что эта игра могла так и не выйти за пределы СССР.

Русский исследователь Алексей Пажитнов занимался системами искусственного интеллекта в Московской академии наук, когда у него возникла идея для игры «Тетрис». Пажитнова особенно интересовало взаимодействие между компьютером и человеческим разумом, и он провел много времени, беседуя с психологами и пытаясь создать небольшие игры и головоломки, чтобы проверить выводы, сделанные в ходе этих бесед.

Во время посещения местного магазина игрушек Пажитнов обнаружил коробку с игрой под названием «Пентамино», содержащую 12 различных фигур, состоящих из пяти квадратов. Смысл этой игры заключался в том, чтобы сложить все фигуры обратно в коробку, то есть игра представляла собой своего рода геометрическую головоломку. Пажитнов решил сделать компьютерную версию этой игры.

Пажитнов не мог создать графику для буквенноцифрового экрана своего компьютера «Электроника-60», поэтому квадратики состояли из открывающих и закрывающих квадратных скобок. Прототип был создан всего за 14 дней, однако Пажитнов пришел к выводу, что двенадцати фигур пентамино оказалось слишком много для игрока. Он заменил фигуры пента-