NINTENDO SUPER FAMICOM

Вынужденный досрочный выпуск преемника Famicom — приставки Super Famicom, обусловленный успехом приставки Sega в США, завел Японию в тупик.
Президент компании Nintendo, Хироси Ямаути, начал планировать создание 16-битного преемника приставки Famicom в середине 1980-х. Во главе секретного проекта он поставил Масаюки Уэмуру — дизайнера первой версии Famicom — и высказал только одну просьбу: команда исследователей и разработчиков должна выпустить продукт на рынок «следующего поколения» к 1990 году. Однако глобальное доминирование компании Nintendo в индустрии видеоигр притупило ощущение срочности проекта. Зачем спешить превращать Famicom в устаревший товар, когда приставка по-прежнему ежемесячно приносит компании прибыль?

К началу нового десятилетия тектонические плиты мира видеоигр начали сдвигаться и дробиться. Компания Sega продала в США более 1 млн консолей. Хотя эти цифры были незначительными по сравнению с 31,7 млн консолей, реализованных Nintendo, Sega прокладывала себе путь. Ее набор лицензионных игр и рекламные кампании, подчеркивавшие 16-битные возможности ее консолей, превратили в чушь заявления Nintendo о том, что они выйдут на рынок 16-битных консолей, только когда будут готовы.

Ямаути надавил на Уэмуру и его команду, по-прежнему оставляя работу над техническими спецификациями инженерам, но попросив их попытаться сделать так, чтобы новая модель консоли Famicom была совместима с играми для предыдущей модели. Но из-за обеспечения данной возможности планируемая стоимость системы возросла на 75 долларов США, и Ямаути решил, что это повышение слишком существенно, чтобы гарантировать обратную совместимость.

Команде больше повезло в другом. Новое устройство, получившее название Super Family Computer {Super Nintendo Entertainment System на Западе), могло выводить изображение в цветовом режиме до 32 ООО оттенков, гораздо больше, чем 512 цветов, генерируемых консолью Mega Drive, что обеспечило выгодную идею для рекламы. Кроме того, ее чип Super FX позволял использовать некоторые самые ранние 30-эффекты, которые эффективно применялись в таких играх, как Star Fox и Secret of Mana.

Выпуску приставки Super Famicom в Японии в 1991 году предшествовало беспрецедентное в индустрии игр волнение. После семи лет доминирования на рынке в Японии компания Nintendo и ее талисман определяли отрасль. Выпуск Nintendo новой домашней игровой консоли 21 ноября 1990 года принес небывалый ажиотаж на улицы Японии.
Компания долго держала дату выпуска в секрете, в результате весь лимит предзаказов был исчерпан, потому что люди в азарте стремились купить консоль. Некоторые магазины требовали, чтобы клиенты заплатили авансом полную стоимость консоли (25 ООО иен (210 долларов)), чтобы гарантированно ее получить, в то время как другие предпочли лотерейную систему, чтобы решить, кто из потенциальных покупателей получит консоль.

В ночь выпуска компания Nintendo отправила 300 тыс. консолей в рамках «ночной операции». Сто десятитонных грузовиков, каждый из которых перевозил по 3 тысячи приставок, использовались для вывоза консолей с тайных складов в попытке перехитрить якудзу (мафиозная группировка), которая, по слухам, планировала захватить несколько грузовиков.

И хотя сильная драматизация, возможно, являлась частью плана компании Nintendo по запуску продукта, многое из того, что произошло дальше, нельзя было предугадать. Так как предварительных заказов было 1,5 млн, а консолей, развезенных по всей стране, оказалось всего 300 тысяч, четырех из пяти покупателей ждало разочарование. Один магазин игрушек, расположенный рядом с железнодорожной станцией «Сякудзи Коэн» в Токио, получил всего шесть единиц товара. Взрослые японцы отпросились на больничный, чтобы поехать в магазин, в результате чего возникли транспортные заторы. После этого правительство Японии попросило, чтобы в будущем выпуск игровых консолей в продажу происходил в выходные дни. Через год в Японии было продано 4 млн приставок Super Famicom.

Однако начало продаж в США оказалось менее удачным. Приставки Sega уже прочно вошли в жизнь обывателя, и, несмотря на 25 млн долларов США, потраченных на маркетинг, к концу 1991 года было продано всего немногим больше 700 тыс. устройств. Приставка компании Nintendo тем временем догнала, а затем обогнала приставки Sega по продажам. Компания приветствовала релизы качественных игр сторонними разработчиками по ограниченным лицензиям на три игры в год. Любая игра, набравшая 30 или больше очков по рейтинговой системе Nintendo, не учитывалась в числе этих трех, и информация о ней публиковалась в журнале компании Nintendo Power. Стимул был эффективным, и библиотека игр Super Famicom стала одной из самых крупных среди видеоигр.

К тому времени, когда приставку перестали выпускать, компания Nintendo продала уже 49,1 млн устройств по всему миру — это оказалась самая популярная игровая приставка той эпохи.