DEUS EX

Представляя собой разнородный микс жанров — ролевая игра, шутер, стелс-экшен и симулятор, игра Deus Ex позволила игроку выбирать способ прохождения по своему усмотрению.

Во многих отношениях игра Deus Ex стала пророческой. Хотя разработчик Ion Storm Austin убрал с нью-йоркского небосклона здания Всемирного торгового центра, скорее всего, лишь для того, чтобы сэкономить память для хранения текстур, сюжетное обоснование этого шага — то, что башни-близнецы были разрушены в результате теракта в ближайшем будущем, — оказалось невероятно прозорливым. Это же можно сказать и о том факте, что в шутер от первого лица была добавлена характерная для ролевых игр возможность развития персонажа. Вслед за Deus Ex все последующее десятилетие во всех играх, от BioShock до Fallout 3, независимо от жанра, важнейшая роль отводилась тому, чтобы предоставить игроку возможность выбирать способ выполнения задач в игре.

Принимая в расчет всемирную эпидемию птичьего гриппа, начавшуюся сразу после смены тысячелетия, можно, вероятно, сказать, что Deus Ex, в сущности, — это подборка баек на тему мирового заговора.

Злонамеренные корпорации общаются с иллюминатами, которые, в свою очередь, связаны с тамплиерами, которые имеют какое-то отношение к инопланетным высадкам, косвенно касающимся генетических экспериментов, и все это образует клубок параноидальных сюжетов на тему тайного сговора.

Стоит ли удивляться, что разработчикам удалось один или два раза попасть в точку и в этой огромной паутине вымысла оказалось несколько сбывшихся догадок.

Ваш персонаж, Джей-Си Дентон, болванка, которую вы заполняете своими предпочтениями и идеями, и постепенно аватар начинает напоминать вас самих. Вы работаете на террористическую группировку, ответственную за обезглавливание статуи Свободы, где располагается штаб-квартира антитеррористической организации, которую вы впоследствии предаете.

Преимущество неоднозначной идеологии, заставляющей вас сомневаться и испытывать на прочность свои нравственные ориентиры, заключается в том, что вы можете делать собственные выводы и действовать соответственно; тут нет правильной линии поведения, на которую вы должны ориентироваться, или, когда таковая проглядывает, у нее обычно тут же появляется противовес. Точно также относительно слабые навыки Джей-Си в обращении с огнестрельным оружием и его сравнительно плохая жизнестойкость (в отличие от быстро восстанавливающих здоровье, обшитых титаном персонажей большинства шутеров) превратились из недостатка в достоинство. Поскольку Джей-Си — несовершенный аватар, на игрока возложено больше ответственности. Успех в битве достигается струдом, и игрок должен взвешивать потенциальный ущерб каждой схватки. Если персонаж не обладает доведенными до совершенства навыками стрельбы из