REZ

Футуристическая электронная музыка в игре Rez служит для игрока проводником в абстрактном приключении, навеянном работами Кандинского.
За необычной задумкой сложно разобраться в самой сути игры Rez. И тот факт, что в этом шутере игрок должен в своем поиске истины пролетать мимо нарочито цифровых декораций, и особое звуковое сопровождение самых ярких моментов служат своего рода оболочкой, затмевающей сущность игры. А суть проста.

Дизайнер Тэцуя Мизугучи почерпнул вдохновение для создания игры Rez из работ Василия Кандинского, выдающегося русского живописца и преподавателя школы Баухауз в начале XX века. Кроме того, Мизугучи провел параллель между игрой и синестезией, неврологическим состоянием, при котором человек ассоциирует музыку с цветом.

По задумке, Rez — это старомодный шутер для аркадных автоматов, какие можно встретить в игротеке летнего лагеря — хоть и расположенного где-нибудь на альфе Центавра. В действительности же вклад этого рельсового шутера — в основе которого лежит сюжет, полностью позаимствованный из диснеевского фильма «Трон»122, — в игровую индустрию не намного больше, чем вклад гораздо более ранних Space Harrier или Afterburner.

Игрок, находящийся в безымянном киберпространстве, должен прорваться сквозь ряд брандмауэров, чтобы спасти центральный искусственный интеллект, Эдем, от компьютерного вируса. Ваш персонаж движется по невидимым рельсам, и игрок должен стрелять во врагов, прежде чем они выстрелят в него, с помощью системы прицеливания, которая захватывает сразу несколько объектов, а также с помощью постоянного потока выстрелов («овердрайв»), могущего уничтожить все на экране.

В игре нет «жизней». Вместо этого персонаж проходит семь разных стадий эволюции, чтобы перейти от одной стадии к следующей, нужно собирать бонусы. Если в персонажа попали, то он опускается на одну ступень эволюции, и так до тех пор, пока не вернется к самому начальному состоянию и игра не закончится.

Интересна скорее сама эстетика игры, нежели ее система. Ее звуковое и световое оформление создает ощущение погружения в транс. Вы летите и попадаете в яркие абстрактные пространства, наполненные будоражащей воображение пиротехникой, где высокоинтеллектуальные разговоры о русских художниках-абстракционистах и неврологических причудах или обывательское похихикивание на тему периферийного устройства, внешне напоминающего секс-игрушку, и его ритмичной вибрации (транс-вибратор, поставляющийся в комплекте с игрой Rez в Японии, остается самым нелепым периферийным устройством для видеоигр) постепенно отходят на задний план. Для создателя игры, Тэцуя Мизугучи, эта история